Рассуждения о спиннинговых поводках

Андрей-drdrew-Туманов 25 мая 2020

Доктор Чарльз Кондом старался для Генриха VIII, а нам на помощь приходят не только производители, но и маркетологи и спортсмены, предлагая самое-самое для защиты наших приманок. В этой статье я тезисно изложу свое мнение, основанное на моем опыте и моих умозаключениях. Если это противоречит вашим наблюдениям, прошу делиться вашими наработками в комментариях, с удовольствием возьму их на вооружение.

Дабы не разделять статью на две части, я буду кратко писать о каждом типе поводков и о том, как я их использовал, какие были результаты. Опустим ловлю без поводков, хотя она существует и не всегда заканчивается потерей приманки, особенно когда дело касается мелких приманок. Некогда многие ловили и без дополнительного звена между леской и приманкой, но и леска нередко была ноль пять или толще. Не помню, как часто случались срезы, но явно не в половине случаев, а гораздо реже.

Итак, как разделить и классифицировать поводки? Для тех поводков, что постоянно на слуху, я бы предложил следующее разделение: твердые — струны; мягкие, но подверженные воздействию острых предметов (в том числе зубов щуки) — флюорокарбон и хард-моно; мягкие, но не подверженные действию острых зубов (ножей) — поводочный материал, в большинстве своем плетеный; титан тоже думаю отнести в эту категорию, пусть будет здесь.

Струны — мои любимые и наиболее часто применяемые поводки. Использую их везде, от ловли голавля и окуня (длиной 5-10 см) и до поиска трофейной щуки (там используются поводки длиной 30-40 сантиметров). В струнах меня устраивает практически всё: прочность, надежность, вес, износостойкость и цена. Из минусов отмечу лишь «память» после повреждений и, у некоторых поводков, стальной блеск на солнце. Плюсы, лично для меня, значительно перевешивают эти два минуса, которые и к недостаткам отнести сложно, скорее это просто особенности данной оснастки. К тому же, струны легко изготовить самостоятельно, и даже если не особо профессионально подходить к этому вопросу, получается вполне годное изделие, простое и прочное, пусть и не очень красивое. Не будем сейчас рассматривать нюансы изготовления, потому как я сам крутил струны очень редко, для меня проще купить уже готовые изделия, благо сейчас есть в продаже различные варианты как по длине, так и по толщине применяемого материала.

Хотел бы отметить струны «Контакт»; по соотношению цены и качества этот производитель уверенно занимает ведущие места. Минус лишь в том, как написал Алексей, что небольшое колечко может ограничить ход приманки, застряв в носовой петле. Поводки LJ лишены этого недостатка, петля там раза в два шире, и материал не блестит. Когда первый раз приобрел эти поводки, думал что нашел идеал. Но идеала не существует! Материал в поводках LJ менее подвержен деформации, но в случае повреждения требует значительных усилий для распрямления, к тому же эти поводки сильно ржавеют даже в течение одного сезона. Если ловить с ними по корягам, когда за день случается терять по пять-десять оснасток, то заметить это сложно, но в прошлом сезоне я много ловил на прудах, где потери очень редки, и после десятка рыбалок обратил внимание на ржавчину в коробке. Сначала решил все списать на кольца или крючки, но, перебирая и сортируя приманки по окончанию сезона, увидел, что виноваты во всем поводки.

Несколько раз слышал, что поводки ломаются на сгибе, и сам хотел посмотреть, как это происходит, поэтому экспериментировал при ловле голавля. Доигрался. Один поводок сломался в руках, отслужив более сотни циклов смены приманок, а вот второй — на крупном голавле: при очередной свечке уплыл вместе с «Камионом», отслужив примерно столько же. Не дабы опорочить, а лишь констатируя факт, отмечу, что оба сломанных поводка были марки SL размера 5 см. Давно заметил, что многие поводки этой компании сильно пережаты в месте соединения скрутки с основной струной. С одной стороны, это хорошо — не попадает шнур между витками, а с другой, появляются проблемы во время процесса раскручивания.

Кстати, об использовании дополнительных карабинов и вертлюгов: для меня это зло! Даже если вам кажется, что процесс смены приманки будет занимать много времени, поверьте, это не так. Буквально через несколько смен приманки вы будете всё делать на автомате, даже не глядя на поводок. Фурнитура же, изначально установленная на поводках, низкого качества, иначе цена изделия возрастет многократно. Половить «шнурков» можно и с такими поводками, хотя они будут гораздо сильнее влиять на игру приманки, чем обычная струна, но если попадется крупная рыба, то такой поводок может подвести в самый ответственный момент вываживания, оставив вас и без рыбы, и без приманки.

Конечно, все нюансы трудно упомянуть в рамках одной небольшой статьи, поэтому скажу еще об одном, как мне кажется, существенном плюсе. Это работа с рывковыми приманками. По моему скромному мнению, перехлесты при использовании струны случаются гораздо реже, чем при использовании мягких поводков, как при приводнении, так и на проводке.

Отдельной темой являются джерковые поводки. Там, конечно, миллиметровую струну расплести не получится, и приходится использовать фурнитуру. Если поводки известных производителей и народных умельцев меня не подводили, вплоть до приманок по 220 граммов, то недорогие изделия часто бывают оснащены некачественными обжимными трубками и карабинами. Лучше на этом не экономить и покупать проверенные вещи. Либо менять застежки. При использовании джерков, крупной резины и свимбейтов до 100 граммов вполне подойдут обычные струны. Добавлю, что некоторые много говорят о том, что струна может расплестись, но у меня такого не происходило. Случалось, расходилась пара первых витков на вываживании, но дальше дело не шло.

Теперь немного расскажу о флюорокарбоне. Немного потому, что ловлю с ним нечасто. Не единожды щуки срезали его прямо на моих глазах. Откровенно говоря, срезов пока не было лишь в случае с диаметром 0,7 мм, остальные же из опробованных (от 0,22 до 0,6) щуку не останавливали. Часто видим, как нам с экранов пытаются внушить, что ловля без флюорокарбона — верный шаг к малому количеству поклевок. Поймите, большинство рыболовов и блогеров из тех, что часто мелькают на экранах ваших компьютеров, ангажированы, и им нужно продавать. Та же ситуация с цветными грузами, разной их формой и т.д. и т.п. Мой опыт говорит совсем о другом. Как я упоминал, лишь на одной рыбалке я задумался о применении флюорокарбона, в остальных же случаях разницы не было. А вот потерять любимую приманку вместе с трофеем вполне возможно. Щука легко откусывает даже в момент отсутствия натяжения. Товарищ твичит «Драгу», вода прозрачная, флюорокарбон 0,55. На паузе, уже возле берега, за воблером выходит толстая щука, на вид около шести килограммов, и легко, без натяжения шнура, отбирает воблер. Мы в шоке, товарищ расстроен. Жаль и рыбу, и Draga. Это что касается спиннинга. По жерлицам статистики у меня нет. Опять же, если вы решили ловить с флюорокарбоном, уделите время и сами сделайте поводки, подходящие вам как по длине, так и по толщине материала, и оснастите их подходящей и надежной фурнитурой. Старайтесь использовать двойные обжимные трубки и инструменты для обжима, а не обычные пассатижи, так материал меньше повреждается. В прошлом сезоне, уже осенью, по чистой и прозрачной воде, я отловил два десятка джиговых рыбалок с флюорокарбоном Savage Gear. Срезов не было, и даже заусенец не осталось, но длина у такого поводка 60-80 сантиметров, и весит он гораздо больше струны, к тому же из-за толщины материала он будет оказывать сильное влияние на игру воблеров. Пользоваться ли более тоники поводками — решать вам.

Последними будут мягкие поводки, изготовленные из различных металлов, в том числе и сплетенные из нескольких нитей. Сюда хочу отнести и титановые поводки, и поводки из различных сплавов с титаном. Самые простые, которые можно встретить практически в любом магазине, — это китайские изделия с неопределенной разрывной нагрузкой и отвратительной фурнитурой. Кроме разгибающихся карабинов и вертлюгов, нередко не выдерживают оплетка и обжимные трубки. Ловил с такими поводками лет десять-двенадцать назад, но, судя по отзывам знакомых начинающих спиннингистов, качества как не было, так и нет. Есть изделия более именитых производителей; раньше покупал такие поводки в «Кабелас». Там уже всё было гораздо лучше, откровенного брака не было. Такие поводки различаются как по материалу, так и по количеству нитей. Но и ценник там другой, гораздо выше, чем на струну. Можно покупать материал в размотке и делать такие поводки самостоятельно. Среди моих знакомых такой способ практически не используется, да и сам я очень редко так делаю, но нельзя не отметить, что такие поводки практически вечны. Они не теряют форму, как струна, не покрываются заусенцами, как флюорокарбон, и чаще всего либо умирает застежка, либо вся оснастка остается на коряге. У меня сохранились самодельные поводки из ProLeader возрастом 6-7 лет. Всё никак не умрут, но и ставлю их не особо часто. Трубки использовал двойные, застежки Owner. Вдаваться в особенности используемых материалов я не готов, потому как не настолько плотно изучал этот вопрос, да и материала там для отдельной статьи достаточно. Сам покупаю по положительным отзывам, хватает надолго. Что касается титана и тех поводков, где от титана только название, то тут статистика небогата из-за цены на конечное изделие и, как во многих описанных случаях, претензий к оснащению таких поводков. На фотографии видно, как неважно обжато изделие. Сверху еще была термоусадочная трубка, которая давно слетела. В связи с нечастым использованием подобных поводков, статистика по ним не будет достоверной. Но в моем случае даже титан на щучьих поклевках гнулся, и выпрямить его уже не получалось. Возможно, это сплав и, вероятно, не самого высокого качества; тут кроме как экспертизой определить не получится. Но заплатил я за пару подобных поводков около четырехсот рублей еще несколько лет назад. Использовать их в коряжнике смысла нет, сплошное расстройство. Те отцепы, что я использую, с их узким ухом не могут пройти через вертлюг, и потому приманка, с большой вероятностью, будет потеряна вместе с поводком. Оставляю подобные изделия для прудов и чистых мест.

Кроме самих поводков, стоит подумать о рациональности их использования. Даже в одном месте в разные годы концентрация щуки, от которой в основном и призваны защитить поводки, меняется. На одном перекате я ловил три года, теряя порядка одной-двух приманок за сезон, а в 2012 году на том же месте при том же рельефе щука вдруг «проснулась» и за полсезона забрала у меня более десяти воблеров, причем старалась откусывать именитых японцев, а не их более дешевых собратьев. Для меня в связи с огромным количеством щуки в наших водоемах вопрос о целесообразности использования поводков не стоит, вам же стоит решать самим — to be, or not to be.

Рассуждения о спиннинговых поводках — товары

Комментарии

Карел1
Карел1 25 мая 2020
Хотел посоветоваться с Вами насчет поводков, в которых я некомпетентен абсолютно. Давайте на секунду представим, что щуки в водоеме нет и нас волнует только единственный вопрос - влияние поводка на клев. Как Вы думаете, стоит ли ставить флюркарбоновый поводок при ловле 1 форели 2. судака 3 окуня или тому же окуню все -равно и он с такой же частотой будет клевать и на монку или плетню? Рыбачу на Ладоге.
Андрей-drdrew-Туманов
Добрый день. В таких условиях я просто привяжу застежку к плетне. Форель ловил лишь на Кольском, разницы с товарищами, которые использовали флюр, не было. Судака и окуня ловлю так же, без флюра, но это река. Моё мнение таково - поводок на клев не влияет, кроме, возможно, жерлицы. 
Карел1
Карел1 25 мая 2020
Спс, понял Вашу точку зрения.
Alexey_U
Alexey_U 25 мая 2020
Давно забросил абсолютно всё кроме струны в разных длине и толщине. У неё, кроме очевидной защиты от щуки, есть еще одно неочевидное свойство - служит как направляющая в заросших всякой не очень крепкой, но зацепистой, пакостью. Особенно актуально на малых весах, граммов до 4-5 по грузу. 
Андрей-drdrew-Туманов
Согласен. К тому же, на рывках, даже разрезает траву, не тину, и приманка проходит дальше. Но экспериментировать всё равно интересно, особенно когда не клюет, либо наоборот, рука тягать устала. В общем побаловаться)
nnvolkov
nnvolkov 25 мая 2020
Моно леска 0.8 мм за четыре сезона один срез, сожрала шестое копыто и 5 см лески откусила. Это где то в диапазоне 0,1 - 0,5 % шанса среза если поделить эту поклевку на все предыдущие. Чтобы уменьшить брак фурнитуры, из необходимого карабин, к плетенке морковкой вяжем, к карабину клинч (вроде) на четыре пять оборотов. Обжимные трубочки - зло, на них заломы и отстрелы приманок, все то же и про остальные поводки по тем или иным причинам ))) попробуйте мой способ забудете про все остальные поводки. Если про блесны речь или вертушки то можно вертлюг поставить. ДЖиг - только карабин и леска (флюр тоже самое только дороже будет)
Андрей-drdrew-Туманов
Ловил с хард моно, ни одного среза, но игру легких приманок убивает, а в моих условиях часто приходиться переходить с джига на воблеры и обратно. Ловлю щуку, а тут язь вышел плавиться, ну и прочие примеры. Два сезона назад, ловил судака, а попал на бой жереха. Конечно можно перевязаться, но вдруг всё, кончится выход. Так и ловил, после 28 грамм, на стримовую колебалочку 5 грамм. Трёх поймал, еще пару поклевок слил.  
nnvolkov
nnvolkov 26 мая 2020
По поводу облегчения согласен, 0,7 - 0,8 леска у меня как правило на Западной Двине (где я 99% и ловлю)) озера флюр 0,5 (был один срез, так царапает только, как и хард моно, но конечно флюр в таком диаметре не надежен). В предыдущем своем комментарии наврал)) срез у меня был на 0,7 хард моно, на 0,8 вообще срезов не было. Наши джиговики кто давно ловит перешли на хард моно, общая статистика по срезам стремится к нулю. Может щука у нас такая осторожная но часто прямо из пасти вынимал приманку, даже не перевязывался с поводком порядок. А на жереха я не перевязываюсь, нормально он к хард моно относится, пилькер и подальше заброс. Ловил как то рядом с местным профи по белому хищнику, стояли рядом, у него все по последнему слову техники - шнур тоненький дальнобойный дорогой, флюр около 0,2, пилькера фирменные, - у меня 0,7 моно, 0,18 китай шнур 8жил, 40 гр самодельный свинцовый пилькер. Отловились один в один и по количеству и по качеству.. Точка была 90метров добросить надо было. На такой размер моно по жереху хорошая статистика его не сильно пугает
Добавлять комментарии могут только .