Каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню
В отличии от героев известного фильма, во-первых, не в декабре, а в сентябре, поскольку большая часть команды охотники, а открытие охоты в нашем регионе приходится на конец августа. Следовательно, выезд смещается на более позднее время или раннее. Во-вторых, не ходим, а ездим. За 200км. На одну неделю. Уже восемь лет. И уже восемь лет я получаю приглашение присоединиться к этой экспедиции, поддерживая традицию. Иногда и два раза в год, позднее в октябре. Ну, не только париться, но и рыбачить - каждый на свой вкус. Поскольку я пятнадцать лет назад закрыл тему поплавков, спускников-кольцо и пр. “мирной” рыбалки, то единственным орудием лова у меня является спиннинг, а вот напарники универсалы - “на всё”! Но вернёмся к девизу. Колонна, как правило, состоит из трёх УАЗ-ов, но факультативно иногда добавляется одна-две “Нивы”, что позволяет комфортнее обустраивать быт на месте, но об этом ниже.
Длительность перемещения по просторам до места обычно 5-6часов, но бывает и больше. Дело в том, что заветная Банная Поляна располагается на берегу одной из проток Оби, и более двадцати километров из обозначенных двухсот, пролегает по затопляемым во время половодья лугам, где ручьёв, ложков и пр. остаточных явлений разлива предостаточно.
По этой причине все машины оснащены лебёдками, без лебёдок ехать в баню нельзя - не проехать. Кроме того, и приметы подсказывают, что если не получить каких-либо повреждений в машине, то в баню тоже не попасть. А вот если оторвал глушитель, или пробил бензобак, или спалил лебёдку, проколол колесо, то попадание в баню - гарантировано! Можно, конечно, поднапрячься и съездить в Турцию, ту же Анталию, но кто на это потом обратит внимание? Помните, как говорил Крокодил Данди, когда ему понадобилась помощь и звучало это, примерно, так: “ Вот что ты ответишь, если у тебя сегодня спросят, что ты вчера делал? Ты скажешь, да ничего такого. А вот если у тебя завтра спросят, что ты делал вчера, ты ответишь, что помог одному сумасшедшему взять крепость!” Так и тут, “ Да я вот вчера вернулся из бани за 200 вёрст, неделю парился”, и будет что обсудить на светском рауте! Можно, конечно, не подвергать машину риску и помыться на 9 этаже в ванной, принять душ... Кроме риска общения с природными катаклизмами есть вероятность столкнуться и с чисто "антропогенными” явлениями. В одну из поездок уже у самой протоки после последнего ручья пробили колесо, оказалось, что кто-то в колею воткнул заточенные штыри, “заминировав” несколько метров. Откуда такая ненависть?
Перед этим рыбацкая ”Нива” пробила все четыре колеса, и мужики намаялись выбираясь обратно. Иногда ручьи и с помощью лебёдок бывает невозможно форсировать, особенно если паводок затяжной и вода не успевает уйти к сентябрю, и луга просто не успевают просохнуть. Однажды, проплутав по лугам весь день в поисках возможного проезда, упёрлись в ручей с размытой дамбой - крах последней надежды... Но тут услышали на другой стороне голоса, послали своего разведчика, и тот "захватил языка”, молодого парня, который в начале пути ехал на “копейке” за нами по лугам, а потом куда-то пропал. Несколько часов возвращались назад по топям и своим просекам, пока не подъехали к незаметному своротку в луга, который мы пропустили ранее, а теперь вот выехали на нужную гриву. “Рассчитывались” обычной питьевой водой - у парней она закончилась, кое-как убедили взять 0.5л для “дезинфекции”, парни оказались непьющими, чудеса... День заканчивался, решили переночевать, а наутро строить мост-гать для дальнейшего продвижения к бане. На этот случай прихватываем несколько досок, гвозди, проволоку, мешки под песок и пр.
Иногда приходится и новые дороги торить, и просеки рубить.
Кстати, это места, где гнездятся орланы-белохвосты, одни из самых крупных птиц России. Гнезда вьют на огромных тополях, рядом с протоками, которые не всегда спасают от пожаров, губящих эти ”дома” орланов.
Главная задача при форсировании, чтобы переправить одну машину на ту сторону, которая в последствии будет помогать оставшимся штурмовать препятствие. Хорошо, если на противоположном берегу ручья есть дерево, пень или мощный кустарник, тогда тросом цепляешь и понемногу, как барон Мюнхгаузен, вытаскиваешь себя вместе с лошадью из болота.
А если нет? Тогда, как говорит юморист: ”А у нас с собой было”. Мощный металлический пруток с приваренной в верхней части косынкой кувалдой забивается в грунт, а затем за него цепляется трос лебёдки и ”вира”! Первый опыт был не совсем удачен - трос вытягивал “плуг из грунта, к тому же и грунт был очень влажный, а пруток коротковат. Приходилось лопатой пробивать желобок для троса, чтобы он углубился и не тянул пруток вверх.
Если же цепляли за петлю вверху, то ”плуг сразу вытягивало наружу. В общем, для небольших машин этого «плуга» достаточно, а вот для гружёного УАЗ он слабоват. В следующий раз упор изготовили из отрезка швеллера с горизонтальной опорой в верхней части.
И как вариант этого с увеличенной горизонтальной шарнирной площадкой.
Есть ещё одна мысль - но «думать её» мы будем уже на следующий год - когда предполагается использовать блок, закреплённый на вышеописанном элементе на противоположном берегу, а трос протягивается на противоположный берег, пропускается через блок, цепляется за штурмующую машину, и тянется машинами, находящимися на этой стороне. Можно было бы обернуть вокруг дерева на той стороне, и попробовать эту схему, но трос врезается в кору и ствол, снижая эффект ”помощи”. К тому же единственное ближнее дерево на той стороне в этом месте в прошлом году сломало во время бури, великан рухнул…
В последнюю поездку испытали «рамки», сваренные из уголков – оправдали ожидания, только их следует изготовить немного длиннее, подкладываются под колёса вверх рёбрами.
Ладно, когда тепло, “бабье лето“ , а то ведь и конец октября бывает, а желание “попариться“ просто невмоготу...
Но бывают и ”акции скидок“ и “льгот“ при продаже билетов в баню! Вот одна из них. Два года назад подъехав к последнему ручью, где мы всегда тратили массу времени на форсирование, своего рода ”испытательный полигон“ наших различных вспомогательных “приблуд“, видим ЭТО:
.
Даже не буду пытаться описывать наши эмоции при виде ТАКОГО. Кто-то, зачем-то построил предвестника “Крымского моста” среди лугов, удачи и здоровья ему. Часто местные сельхозпроизводители строят подобные сооружения для прохода своей техники в период заготовки кормов, возможно, это тот самый случай.
А всё начиналось катастрофически. Отъехав от дома на двадцать вёрст, полетел задний мост, и это в три ночи. Разгрузились, кое-как своим ходом отогнали назад грузовичок, пригнали прицеп от снегохода, загрузили, погнали. Застучал движок, подшаманили, пробили колесо, в деревне ”переобулись”, день к закату... И вот! Есть справедливость на свете! Но счастье, как оказалось позднее, было не таким длительным - на следующий год при половодье этот мост отбросило вверх по ручью метров на пятьдесят, да там и заякорило.
Всё встало на свои места, ”приблуды” стали вновь востребованы, а алгоритм передвижения по лугам ”актуализировался”. Но когда-то всё плохое-сложное заканчивается и приходит время констатировать - свершилось прибытие на Банную Поляну.
Необходимо отдать должное уровню организованности команды, её оснащённости и профессионализму в вопросах ”быта” и техники, её не следует относить к “бригаде заготовителей“, как это иногда бывает, рыба для них далеко не на первом месте, просто люди предпочитают ТАКОЙ вид отдыха. Первая поездка сюда была ознакомительной, затем осуществилось предложение о транспортабельной бане, а затем уж и о стационарной.
Не хотелось бы “сглазить“, но место расположения бани было выбрано удачно: на снимке видно, как рядом с баней упали два громадных тополя, буквально в тридцати см от корпуса. Видно также на краске серый след уровня паводка, который был в тот год, после чего два великана и рухнули. По приезду приходится всё чистить и мыть, но другого более высокого места нет, а ставить на полутораметровых колоннах не сочли нужным, не каждый же день сюда ходить, тем более, что размером она не более купе ж/д вагона. За неделю отдыха баня топится 2-3 раза, но желающие могут топить хоть каждый день, благо дров хватает. По приезду литовкой дочиста выкашиваем всю поляну, а скошенную траву выкладываем на топких прибрежных участках причала, кроме того, приходится ещё достилать охапками камыша и кустарника, иначе забраться в лодку весьма затруднительно.
Место здесь очень красивое, что оценили не только мы, но и прибывшие за несколько сот километров другие отдыхающие.
Но одной баней сыт не будешь, пора переходить на “подножный” корм, и для начала народ начинает варить прикорм, я же просто наслаждаюсь отсутствием необходимости участия в этой процедуре! Весь мой «прикорм» умещается в паре коробок. «Сбитень варят!»
В первой поездке большую часть процесса готовки обеспечивался дровами из прибрежного валежника, позднее команда укомплектовалась почти всеми атрибутами цивилизованной кухни и даже “срезкой” для быстрой растопки. Питьевая вода доставляется во флягах и пластиковых бочках.
На начальном этапе при отсутствии трофеев приходится довольствоваться домашними заготовками.
А вот и первые результаты стартовых заплывов, начинается подготовка “подножного корма” для деликатесов и их сортировка, “трофеи” - налево, “едовая” - направо.
Годы – разные, а лицо и результат – те же!
Полуфабрикат для ухи и котлет.
То же, но через три года, почувствуйте разницу.
Предкотлеты.
А это для “ХЕ”.
Первые Деликатесы на финише: Кляр из судака.
То же, но спустя тройку лет.
Как-то так в итоге.
Не ядерный реактор, но хватает с лихвой для всего, и для кухни, и водоснабжения, и телефонов и пр., пр., пр.
Насос.
Так Банная Поляна выглядит летом, урез воды почти под кромку обрыва.
А так - осенью.
В эти поездки я большей частью занимаюсь экспериментами, т.к. на Обь теперь езжу реже, основная ловля ближе к дому по небольшим вдхр, там почти вся ловля воблерами, а здесь основная ловля джигом, вариации на его тему и пр.: Техас, джиг-риг, Каролина, Drop-Shot, поролонки разных конструкций. Иногда крэнки минноу на обратках, тиховодных заливах, прибрежных чистых зонах. При наличии подводного ”лесоповала” предпочитаю свою оснастку Техаса, проходимость которой повыше, чем с шарнирным грузом. Из других приманок - различная резина Manss, Relax, Keitech, Savamura и пр.
Мой основной спиннинг Hearty Rise Boat Jig Force 7.72”, 12-42гр., для подобных мест меня вполне устраивает, катушки Daiwa в размере 2500-3500, шнуры до 30lb. В самом начале спада воды при сплаве интересно наблюдать за береговой линией - обнажённая небольшая полоса преподносит сюрпризы в виде оборванных приманок на корягах и корнях деревьев, устилавшими весь склон. Я бы не решился ловить открытыми крюками, всё-таки офсет предпочтительнее, но хозяин – барин…
Что касается коллег, то основные места ловли - это коряжник с обширными “окнами”, размер которых позволяет забрасывать стационарные кормушки, если речь идёт о ловле на “кольцо” и небольшими в случае использования фидера, но и русло нередко выстреливает. Насадки стандартные: черви, опарыш, кукуруза. Видовой состав не отличается разнообразием: сазан, лещ, язь, но иногда бывают и “бонусы” в виде щук.
В одну из поездок к нашему стану подъехал местный дедок на деревенском “внедорожнике", на лошади, которую и привязал в тени под деревом у травы. Накачал лодку, обклеенную заплатками в три наката, и выплыл к большому завалу на противоположном берегу. Где-то там по лабиринту забрался в самый лесоповал и притих. Я проплавал вверху полдня, неплохо отловился на спиннинг, сплавляюсь, смотрю и дедок тот выбирается из коряг, потому и лодка у него вся в шрамах, и плывёт к берегу, я за ним причаливаю. Слышу, что он зовёт моего напарника помочь рыбу вытащить, тот смеётся, дескать какая рыба, за утро поклёвки не видел, но подходит и … сплошной фольклор. Оказывается, дедок набил мешок и ещё второй наполовину из под сахара лещом, от кило до полутора. А надо отдать должное, напарник умеет говорить “с людями”. Закурили, раскачал деда, и тот признался, что ловит на большую типа конуса мормышку грамм 15-20 , с насаженным пучком червей, без всякой прикормки значительно выше дна. Собрался, сел в телегу и уехал. Спим в салонах машин, правда, если достаточно тепло, то я предпочитаю свою одноместную 40-летнюю палатку.
Если же ночные температуры падают до минуса нескольких градусов, что способствует образованию временного ледового покрова на небольших протоках, то спим в машинах, подогревая салон либо двигателем, либо газовыми горелками, но недолго, лучше иметь хороший спальник, а сверху укрыться бушлатом. Как-то отогревали «сапог» лодочного мотора – вода замёрзла, вот мужики на берегу и пришли за помощью.
Ночью минус – «Картина маслом».
А днём и метель небольшая.
Вот в такой период понимаешь прелесть бани, когда после дня сидения на воде, оказываешься в тепле на верхней полке! Перед отъездом домой мы тщательно прибираем поляну: весь мусор сжигаем, остатки закапываем в провалы от повалившихся деревьев, коих здесь множество.
М. Жванецкий: «Милая, я тебе скажу о своем чувстве - это чувство к тебе я пронес через всю жизнь, через еще более трудное мирное время... я пронес это чувство через всю жизнь и вот сегодня говорю тебе - "Я не люблю тебя!"
Вот теперь в конце повествования про эти восемь лет я могу признаться – я не люблю париться, мне нравится быть чистым, а для этого не обязательно париться. Но я люблю рыбалку! Рассчитываю на снисходительность и милосердие членов коллектива после моего признания. С уважением!
P.S. Советом коллектива в свете требований использования транспортных средств вблизи водоемов (кодекс Российской федерации) место дислокации Банной Поляны решено изменить.