Как доловить щуку?
Наверное, в жизни каждого рыболова бывали ситуации, когда преследовавшая воблер щука выходила у самой лодки к поверхности воды, а потом снова исчезала в глубине. Или била по воблеру или блесне сразу после приводнения приманки, но мазала или не засекалась, и исчезала, как будто провалившись сквозь землю. Много раз в молодости я после таких выходов зубастой хищницы еще долго хлестал поверхность воды без всякой тактики и стратегии, пытаясь выманить ее своей приманкой, но чаще всего безуспешно.
Лишь с опытом до меня стало доходить, что доловить щуку бывает не так-то просто. Что для этого нужен не однотипный подход к разным случаям, а оценка настроения зубастой; порой нелишне и сменить приманку. Сейчас процентов 80, если не больше, подобных выходов щуки заканчиваются долавливанием хищницы. И первое, на что я обращаю внимание, — это степень активности щуки.
Подходы к активной и пассивной щуке после того, как она себя обозначила, совершенно разные. И я проиллюстрирую их примерами. Но уже сейчас предвижу вопрос начинающего рыболова: «А как их отличить? Активная, пассивная… На ней же не написано». Если щука азартно клюет и активно кормится, если слышны в камышах всплески от ее мощного хвоста, значит, все в порядке и щука настроена полноценно покушать. Тогда она может погнаться за воблером с большого расстояния, может атаковать у самой лодки, может повторять атаку. Она голодна и активна.
Есть еще один немаловажный, но плохо доказуемый фактор. Это даже не фактор. Это что-то на уровне метафизики. Я называю его — «спинным мозгом чую». По атмосфере на озере, по собственному ощущению окружающей среды, уже садясь в лодку, я с большой долей вероятности могу предположить степень активности зубастой. Это где-то на уровне единения подсознания с объективной реальностью. А может, вся эта «метафизика» укладывается в одно конкретное, емкое понятие — опыт.
Но случаются дни, когда щука пассивна. Устойчивая жара, сильная непогода или ясный летний полдень с полным отсутствием ветра не способствуют аппетиту зубастой. Повышенную осторожность проявляет наколотая хищница, а так же щука трофейных размеров, вышедшая в береговую зону.
Подходы к долавливанию пассивной и активной щуки у меня разные. И я попробую на страницах этой статьи изложить их суть.
Итак, вариант первый.
Активная щука погналась за приманкой, но не успела ее атаковать, обозначившись у самой лодки.
Как по мне, так это самый простой случай. Активная зубастая после попытки атаки не убежит далеко, где бы ни стояла ваша лодка. Она не вернется к кромке камыша, не уйдет в глубину. Поэтому после неудавшейся атаки важно заметить направление ее движения от лодки, чтобы не «пробивать» потом большую акваторию. Щука остановится совсем рядом, метрах в 5–6, если погода пасмурная. Если вода мутная, то может притаиться и еще ближе. А в солнечный день частенько прячется под лодку, используя ее тень, как укрытие.
Не надо менять воблер или блесну. Делайте короткие забросы в том направлении, куда ушла щука, с каждым забросом отклоняясь чуть в сторону. Но скорее всего она откликнется уже на первой попытке, если вы не будете суетиться и спокойно проведете приманку, выдерживая паузы.
Вот типичный пример.
Активная щука попыталась атаковать приманку на бровке камыша, но не попала или не засеклась.
В таком случае после попытки атаки я сразу же замедляю проводку и увеличиваю паузы. Надо дать ей время осмотреться и найти воблер. Если не торопиться, то сделать это ей будет несложно. Активную щуку я обычно ловлю шумными приманками, и хищница быстро обнаружит воблер и сделает вторую попытку на той же проводке. Надо только, как следует воблером «погреметь».
Если же зубастая не успела сориентироваться и не обнаружила воблер на первой проводке, то я делаю второй заброс этим же воблером в ту же точку. И снова неторопливо провожу воблер, выдерживая паузы. Чаще всего, я делаю одиночные рывки. Хорошему воблеру надо дать время после рывка, что бы он показал себя с лучшей стороны. Иногда, одиночные рывки чередую с быстрыми сдвоенными рывками, чтобы чуть ее поторопить.
Обычно активной хищнице второго заброса хватает.
Есть еще один распространенный вариант.
Щука выскочила из укрытия на границе камыша или зарослей водной растительности и сделала попытку атаковать воблер в паре метров от укрытия. Но не стала его преследовать на той же проводке, несмотря на все ваши ухищрения.
Тут у нее есть два варианта действий. Так как укрытие недалеко, с большой вероятностью щука может к нему вернуться. Но поскольку она очень активна, то может и задержаться в точке атаки, пытаясь разобраться, куда же делась ее добыча.
В таких случаях я второй заброс выполняю к самому камышу, но таким образом, чтобы провести приманку через то место, где щука с воблером рассталась. Если до него поклевка не состоялась, то я делаю в этом месте большую паузу. Могу в это время, например, удобнее развернуть лодку, не теряя контроль над приманкой. А после продолжаю проводку, чаще всего с одиночными рывками с большими паузами.
Обычно двух забросов для активной хищницы хватает.
Я знаю, что некоторые рыболовы ускоряют проводку, когда видят преследующую воблер щуку и таким образом пытаются провоцировать хищницу. Но ничего не могу сказать по этому поводу. Мало практики. Вода в Ладоге слишком темная, и почти не бывает случаев, когда увидишь подобное преследование на значительном расстоянии. Чаще всего обнаруживаешь зубастую у самой лодки, и ускоряться уже просто некуда.
Отдельно скажу о варианте, когда щука попала на тройник, но сорвалась. Тут все будет зависеть от степени ее активности и от того, насколько сильно она травмировалась при поклевке.
Давно, когда я ловил на блесну, был случай, когда одна и та же щука срывалась с тройника у меня три раза и все же атаковала в четвертый. После второй попытки я достал маленький напильник и подточил крючки на блесне (на тяжелых блеснах крючки тупятся гораздо быстрее, чем на воблерах, так как часто цепляются за камни, и поэтому напильник я всегда возил с собой).
Но щука та была необычной. Два с половиной килограмма весом, слишком длинная для своего веса и очень худая. Видимо, любая еда ей была очень необходима и чувство опасности у нее просто исчезло. Она чем-то смахивала на красавицу с фото ниже, только вдвое мельче.
С пассивной щукой все гораздо сложнее. Тут вариантов много больше, и осуществить их удается не всегда.
Начну с того, что пассивная щука, прогулявшись за воблером и его полностью проигнорировав (обычно она даже не делает попытку атаковать), у лодки не останется. Она возвращается на бровку камыша. Но сам факт «прогулки» говорит о том, что случай небезнадежный.
Следовательно, надо как можно быстрее, но без суеты, обнаружить ее стоянку. Я в таких случаях воблер не меняю и делаю несколько попыток той же приманкой, уменьшив скорость проводки и увеличив паузы. То есть, пытаюсь подать уже знакомую, заинтересовавшую её приманку «под другим соусом». И порой срабатывает даже шумный воблер. В целом, изначально тактика та же, что и с активной щукой, атаковавшей на бровке. Но, в отличие от первого случая, успешно она заканчивается нечасто, а уж со второго заброса практически никогда. В этом случае понадобилось 6–7 забросов.
Но чаще всего несколько забросов той же приманки к успеху не приводят и приходится начинать подбор воблеров, меняя их после нескольких попыток. Я, когда ловлю очень капризную, вялую щуку, обычно меняю воблеры, переходя от шумных приманок к тихим и от светлых к темным.
Часто такая тактика приводит к успеху. В примере ниже щука не отреагировала на два десятка забросов трех светлых, шумных воблеров и клюнула с первой попытки на темный, слабо шумящий. К сожалению, я поленился снимать весь процесс и снял на видео только финал.
Но порой возникают ситуации, я бы сказал, нетипичные. Нетипичные ситуации требуют нетипичных решений. Иногда, выйдя за тихой приманкой, второй раз щука на нее не реагирует или реагирует вяло, и тогда я меняю воблер на что-то противоположное. И система «от противного» срабатывает.
Что получилось в этом случае? Щука проводила приманку до лодки и не оценила ее достоинств. Возвращаясь к камышу, она снова встретилась с тем же воблером, который я уже успел забросить к предполагаемой стоянке хищницы. Зубастая ткнула носом воблер и продолжила свой путь. В третий раз у этого воблера шансов не было никаких. Вот в таких случаях я действую «от противного». Если щуке не нравится тихий, темный воблер, я предлагаю ей светлый, шумный, но в котором я уверен на 100%, как в специалисте по щуке.
И отличный щучий специалист — косадаковский «Зеленый китаец» — свое дело сделал. Конечно, повезло, что напарник, который совсем не рыболов, попал с первой попытки именно в ту точку, где и стояла зубастая. Но и эффективную работу на контрасте никто не отменял.
И все же… Каким бы мастером ни был рыболов, какой бы опыт ни имел, поймать каждую щуку невозможно. И слава Богу! Путь к совершенствованию тернист, но пусть всегда останется простор для движения вперед и обычная рыбацкая непредсказуемость.
Засим заканчиваю. Хорошей погоды и отличного клева!